У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е

ЦЕНТР НЕЗАВИСИМОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НА АВТОМОБИЛЬНОМ  ТРАНСПОРТЕ

«ЦНЭАТ»

 443098  г. Самара, ул. Пугачевская 73А     (АТП-5)    тел.(846) 958-84-09, 958-87-45   e-mail: at-63@mail.ru

ЭКСПЕРТ-ТЕХНИК

 Постановление Правительства № 238 от 24.04.2003 г.

 Утверждена методика

 Автотехническая экспертиза

Комментарии и  последние новости:  

     Постановление Правительства № 238 разделило понятия "экспертиза" и "судебная экспертиза". Экспертиза может быть назначена страхователем , страховщиком, потерпевшим.        

    В соответствии с утвержденной методикой, выполняется не оценка, с оформлением "Отчета об оценке", а экспертиза с оформлением  "Экспертного заключения".  Экспертная деятельность не лицензируется. Эксперт (эксперт-техник) должен не только иметь специальные познания в области оценки и технологии восстановительного ремонта ТС, но и иметь навыки трасолога, автотехника и т.д., плюс иметь хорошую юридическую подготовку. В данном случае необходимо рассмотреть понятие  "специальные познания". Специалист (эксперт, эксперт-техник), имеющий специальные познания в области  оценки и технологии восстановительного ремонта ТС, не проводит трасологическую или например ситуационную автотехническую экспертизу. Для проведения специальных экспертиз привлекаются эксперты с соответствующей подготовкой по данному виду экспертизы.  Эксперт-техник, как это подразумевается, должен выполнять работу как "эксперт"   при назначении технологии восстановительного ремонта ТС,  расчету  стоимости и как "техник" - при осмотре ТС (см. Специалист при осмотре места происшествия). Т.е., выявлять,  упаковывать и документировать в Акте осмотра ТС  следы, объекты, которые могут участвовать в качестве объектов исследования при проведении других  видов специальных экспертиз, решать другие вопросы для достижения единого мнения всеми участниками осмотра  в досудебном порядке (см.  так же понятие "техник" в экспертных подразделениях МВД).    

        "Специальные познания"  эксперта-техника:

   расчет стоимости ремонта (автотехническая) и  оценка (товароведческая);

   технология (техническая).

        Специальные познания эксперта-техника заключаются еще и в квалифицированном обнаружении, фиксации, изъятии следов, объектов, их упаковке и описании в Акте осмотра ТС  для последующего назначения страховщиком или страхователем специальных видов экспертиз:  

   трасология;

   автотехническая;

   химия;

   пожарно-техническая;

   компьютерно-техническая;

   радиоэлектронные устройства;

   взрывотехническая;

   биологическая;

  судебно-медицинская;

 и т.д.

    В большинстве случаев эксперту-технику достаточно  лишь понять, что перед ним объект, например, трасологической экспертизы и стороны не находят согласия именно по вопросу трасологической экспертизы. Его задача: квалифицированно зафиксировать (сфотографировать) следы, описать их в Акте осмотра, а в большинстве случаев сразу  в Акте осмотра указать, что для разрешения разногласий необходимо проведение специальной экспертизы по вопросу страховщика или страхователя. Т.е., сразу направить автомобиль на осмотр, например, эксперту-трасологу или эксперту по пожарно-технической экспертизе.

   Эксперт-техник, фактически, выполняет те же действия, что и следователь со специалистом при осмотре места происшествия  c оформлением  протокола осмотра места происшествия (см. УПК, КоАП). Его задача заключается в оформлении не протокола осмотра, а Акта осмотра ТС. Изъятие, упаковка следов и объектов производится по тем же правилам, что и при осмотре места происшествия. Единственное различие - Акт, упаковку объектов подписывают страхователь и страховщик, а не понятые.

     Проблема в подготовке эксперта-техника заключается в том, что на него возложили в том числе и  обязанность  определять "относимость повреждений к данному ДТП".  Это чрезвычайно сложный вопрос и решается обычно при проведении трасологической или комплексной экспертизы (трасологическая + физико-химическая). Подразумевается, что все эксперты-техники должны иметь навыки трасолога.

    Трасология это серьезная наука и преподается в ВУЗах с последующей работой под руководством наставника  от 1 до 3 лет,  сдачей квалификационного экзамена  экспертно-квалификационной комиссии (ЭКК) Минюста РФ или МВД РФ.  Преподавать трасологию и сразу допускать к проведению экспертиз так же недопустимо, как и учиться медицине по книгам и потом лечить больных.  В ином случае экспертных ошибок будет так много, что понятие эксперт-техник перестанет существовать.

    Кто хочет попробовать себя в качестве эксперта-техника (трасолога), предлагаем решить  задачу по трасологии.    ЗАДАЧА заключается в ответе на типовой вопрос об относимости повреждений к данному дорожно-транспортному происшествию. Исходные данные все есть в задаче. 

     Из трасологов, за решение задачи по ДТП обычно берутся  редкие профессионалы со стажем от 7  и более лет, с огромным опытом практической работы.    Это связано с нетипичностью каждого отдельного случая,  требует значительного времени и квалификации. Обычно время проведения только трасологической экспертизы  от 2 до 7 и более дней.          

     В содержании акта осмотра должны быть отражено единое мнение сторон в том числе и об отнесении повреждений ТС к данному ДТП. Если стороны сомневаются, то эксперт-техник объясняет всем почему так, а не иначе с использованием своих знаний и опыта.    После достижения единого мнения всеми участниками осмотра ТС подписывается бесспорный Акт осмотра ТС или спорный - с указанием разногласий. Далее производится обычное назначение технологии и расчет стоимости восстановительного ремонта.  На практике этим заканчиваются не менее 97% осмотров ТС.  В оставшихся 3-5% случаев, когда стороны не достигли соглашения между собой, назначается экспертиза в специализированное экспертное учреждение, которое имеет штат профессиональных экспертов (трасологов, химиков, автотехников и т.д.). Ставятся вопросы и проводятся, как правило, комплексные экспертизы с предоставлением образцов, которые ранее изымались и фиксировались в Акте осмотра ТС. Т.е., применяется эшелонирование экспертиз  по сложности, обеспечивается документирование объектов исследования и  сокращается время для  начала восстановительного ремонта. Сокращение времени обеспечивается за  счет того, что в большинстве случаев объекты и образцы исследования уже изъяты и экспертизы могут выполняться без предоставления ТС или эксперт-техник сразу определил причину спора и без задержек указал на необходимость проведения той или иной специальной экспертизы.

     Специалисты по оценке (оценщики) ранее не сдавали экзамена ЭКК, а осуществляли свою деятельность на основании купленной лицензии и обучения в учебном заведении, которое имеет определенную аккредитацию. Введения реестра необходимо рассматривать только с позиции того, что это попытка пропустить всех оценщиков через ЭКК и тем самым привести к единому государственному экспертному стандарту, который применяется к экспертам по специальным видам экспертиз. 

    Окончательное решение о выплате страхового возмещения и ответственность за него, оценка вещественных доказательств (экспертное заключение), является юридическим вопросом и решается органом дознания, следствия, судом, а в досудебном порядке - юристом страховой компании (СК). Принимая подобное решение, юрист СК должен сознавать, что в случае необоснованного решения его действия (действия СК) могут повлечь обращение страхователя в суд. В суде юристу придется доказывать обоснованность своей позиции, а возможно и квалификацию экспертов. На этом участке в СК очевидно должны работать профессионалы с опытом работы в дознании, следствии, прокуратуре, МВД.  

        При проведении расчета стоимости ремонта эксперт-техник обязан использовать не только методику, но и среднюю стоимость услуг по ремонту транспортных средств на территории. Средняя стоимость рассчитывается с учетом  только тех ремонтных предприятий, которые прошли сертификацию на проведение данного вида ремонта (имеют необходимое оборудование, специалистов и соблюдают технологию ремонта). Эксперт не имеет права брать в расчет  мастерские в гаражах и т.д., т.к. данные мастерские не имеют права выполнять ремонт и сами по себе являются нарушителями Федерального закона "О безопасности дорожного движения". 

    Служба "Аварийного комиссара", это  в первую очередь служба доставки Специалиста к месту осмотра ДТП. Специалист, это сотрудник экспертного учреждения (см. комментарии к ГПК, КоАП, УПК и т.д.).  


  Содержание  данной страницы  было темой выступления представителя ЦНЭАТ  в Торгово-промышленной палате  России.  

 

Зам. начальника ЦНЭАТ Колмыков А. Н. (справа)  - "Круглый стол" по вопросам перспективы экспертной и оценочной деятельности в РФ (г. Москва ул. Ильинка д.6,   22.07.04 г. )

                                                                                                                                     

Вопрос "круглому столу" в ТПП РФ от прессы: Страховать ли экспертов-техников?  

Ответ ЦНЭАТ, подтвержденный представителем МЮ РФ Москвиной Т.П. - начальником управления экспертных учреждений МЮ:  Страхование эксперта предусматривает его ответственность, которая может наступить в результате  профессиональной деятельности. Для ответа на вопрос необходимо проанализировать случаи наступления подобной ответственности. Применительно к эксперту-технику (эксперту), ответственность может наступить в результате нанесения им  материального ущерба. 

    Эксперт выражает свое мнение, которое он формирует в выводе "Экспертного заключения". Для получения подобного вывода, к нему обращаются стороны, которые изначально доверяют мнению эксперта. Если стороны не доверяют эксперту, то они обращаются к другому эксперту. Если стороны не могут определиться, то они обращаются в суд, где судья сам назначит эксперта.  Принятие решения на основе Экспертного заключения или без его учета, делают физические или юридические лица самостоятельно.  Эксперт не наносит ущерб и страховать здесь нечего (см. http://www.cneat.ru/rehenie.html)

       При оценке стоимости ТС, возможно наступление страхового случая, если ось объектива цифрового фотоаппарата проткнет шину ТС .  Вероятным событием может быть падение ТС при осмотре с подъемника, но это  материальный ущерб, который не связан с экспертной деятельностью, как это подразумевается в вопросе!

 Страхование ответственности эксперта противоречит основам российского правосудия,  римскому праву.

    Об оценочной деятельности - частное мнение: Попробуйте вменить ущерб, нанесенный оценщиком за счет занижения суммы оценки! Не удасться, т.к. он  в суде себя назовет "экспертом" и будет пользоваться его правами и совершенно правильно, т.к. иного нет в процессуальных кодексах. Это пример ущербности закона об оценочной деятельности, который пытается в первую очередь ограничить экспертов специальных видов экспертиз отвечать на вопросы стоимости, что всегда входило и продолжает входить в их перечень вопросов  (см. Приказ МЮ № 114, 2003 г. - о видах экспертиз). В связи с этим, эксперт-оценщик не имеет больше прав в суде чем эксперт по компьютерно-технической экспертизе при оценке компьютеров или эксперт по строительно-технической экспертизе при оценке недвижимости.  Более того, эксперт-оценщик всегда ниже по квалификации эксперта-экономиста, у которого высшее специальное образование и соответствующая профподготовка в области судебных экономических экспертиз. Оценщики, при попустительстве правительства, буквально захватили узкопрофессиональную область экспертов-экономистов и стараются ее удержать в большинстве не имея специального образования.  Появление экспертов-оценщиков и закона связано в первую очередь с проведением приватизации в России и необходимости массовой оценки государственной собственности - американская новация под американскую судебную систему, чуждая российской судебной системе (материальная ответственность, страхование и т.д.). Сегодня приватизация закончена и оценщики должны определиться на чем они специализируются. Эксперт-техник первый шаг в  специализации оценщика на рынке автомобильного транспорта. Стоимость работ в строительстве всегда рассчитывал сметчик и здесь он  был и остается экспертом, а не оценщик широкого профиля.    Сегодня необходимо оценщикам определиться в своей специализации, что они сами давно сделали, а МЮ принять их в реестр по факту.  Не понятно, почему делают реестр для экспертов-техников, а не для экспертов по художественным ценностям и антиквариату?  Почему  нет реестра хирургов, от которых жизнь человека зависит самым непосредственным образом? Прослеживается вмешательство государства в профессиональную деятельность физических и юридических лиц, ущемление конституционных прав граждан, хотя само государство принимает на государственные должности, допускает к  гос. тайне и выпускает за границу ранее судимых лиц, которые находятся в соответствующих "реестрах МЮ и МВД".     Закон об оценочной деятельности и лицензирование данной деятельности должны быть ликвидированы, т.к. все вопросы экспертизы регулируются ФЗ-73 и процессуальными кодексами. Рынок экспертизы благополучно сам себя всегда регулировал и регулирует. Независимая судебная система России, судья, прокуратура сами определят кто эксперт, а кто нарушает ст. 307 УК РФ.

        Понятие "эксперт-техник" - общее понятие, как и "эксперт-криминалист", только в гражданском варианте. "Экспертом-криминалистом" называют любого специалиста выступающего в качестве эксперта в уголовном процессе или  должность в экспертной организации.   Выдавать документы с записью "эксперт-техник", равнозначно, как выпускать из ВУЗа специалистов с записью в дипломе: "директор", "следователь", "судья". Трасолог в уголовном процессе - "эксперт-криминалист", а трасолог в споре страховщика и страхователя - "эксперт-техник". Соответственно, из документов у трасолога может быть только свидетельство на право проведения трасологических экспертиз государственного образца.  Данные свидетельства выдаются только после сдачи экзамена государственной экспертно-квалификационной комиссии (ЭКК). Этого более чем достаточно. 

Утрата товарной стоимости (УТС) является стоимостным выражением уменьшения потребительских свойств товара (автомобиля) после ДТП.  В результате ДТП и последующего восстановительного ремонта возникают повреждения защитных покрытий в скрытых полостях, декоративного покрытия наружных поверхностей, нарушения кристаллической решетки металла, снижение параметров пассивной безопасности кузова и т.д.,  устранение которых не возможно или экономически не целесообразно. УТС является составной частью материального ущерба. 

Новости:

1.Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 февраля 2007 г. № 13377/06.


    "Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ признал, что размер восстановительных расходов в целях выплаты страхового возмещения по ОСАГО должен определяться без учёта износа деталей автомобиля. Отмечено, что необходимость учитывать износ делалей, узлов, агрегатов при определении размера восстановительных расходов предусмотрено п.63 Правил ОСАГО, утверждённых постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. № 263. Указанные Правила были изданы в целях реализации положений Федерального Закона "ОСАГО". Однако этот Закон не предусматривает ограничения страховой выплаты в связи с состоянием, в котором находилось имущество в момент приченения вреда. Президиум подчёркнул, что подобное ограничение противоречило бы положению гражданского законодательства о полном возмещении убытков вследствие повреждения имущества потерпевшего, поскольку необходимость расходов, которые он должен будет произвести для восстановления имущества, вызвана причинением вреда.

Содержащееся же в п. 63 Правил положение, противоречит указанному ФЗ и общим правилам гражданского законодательства о полном возмещении убытков. Ввиду того, что ФЗ имеет большую юридическую силу, то возмещение ущерба подлежит стоимость ремонта автомобиля без учёта его износа".

2. Решение суда, где рассмотрены и УТС и сама возможность материального ущерба эксперта (оценщика) http://www.cneat.ru/rehenie.html

   

Все заинтересованные стороны могут задать   вопросы по адресу : e-mail: at-63@mail.ru

 
© 2004-2007, ЦНЭАТ , г. Самара, ссылка на ЦНЭАТ и страницу обязательны.


2016. Методики оценки ТС. ЦБ атакует! http://www.cneat.ru/ocenka.html







Главная


Примеры экспертной практики