ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЭКОЛОГИИ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 Полный текст выступления на первом международном экологическом конгрессе  ELPIT-2007

(Третья международная научно-техническая конференция)

ТГУ г. Тольятти, 20-22 сентября 2007 г.

Заместитель начальника экспертного учреждения ЦНЭАТ г. Самара

Колмыков Антон Николаевич



    Учреждение ЦНЭАТ (www.cneat.ru) выполняет все виды технических и криминалистических экспертиз в досудебном и судебном порядке. Мы хотели бы выполнять и экологические экспертизы, но есть проблемы, которые не позволяют этого сделать.

    Судебная экспертиза регулируется ФЗ-73 «О государственной судебно-экспертной деятельности», 2001 г. Методически, работу экспертов обеспечивают Методические Центры по видам экспертиз. Во главе Методического Центра должен находиться ученый или группа ученых (не функционеры), которые должны обеспечивать методически деятельность экспертов по виду экспертизы. Методический Центр по экологической экспертизе в настоящий момент в России нам не известен. Целесообразно его создать Постановлением Правительства Российской Федерации на базе Российской Академии Наук (одного из его подразделений). Экспертиза должна осуществляться как государственными, так и негосударственными экспертами. По определённым направлениям, таким как опасные производства, ядерная безопасность, только государственными организациями, имеющими соответствующий допуск секретности.

Пример: В Западной Группе Войск (Германия) уронили в речку танк. Полиция вызвала эксперта-эколога. Он приехал и сразу включил секундомер, сообщая каждые 15 минут об увеличении суммы в тысячах марок. Такая ситуация заставила без размышления, снося приусадебный участок немецкого гражданина, танковыми тягачами вытащить танк на сушу. Скорость, с которой танк был извлечен из воды, позволила сэкономить значительную сумму, не смотря на денежные компенсации за разрушенную собственность немецкого гражданина. Пока в России не появится эксперт-эколог танки из русской речки доставать ни кто не будет!

    Дальнейшее выступление я адресую не только участникам Конгресса, но и несуществующему ещё в России Методическому Центру по экологической экспертизе. Необходимо понимание экологического преступления и деятельности по его предотвращению. Здесь первичным документом являются решения Международной ассоциации уголовного права – МАУП (Париж, 1979 г.), где указано, что вопросы усиления уголовной ответственности за экологические преступления граждан и юридических должны рассматриваться в числе приоритетных. При  причинении экологического вреда  (прежде всего, жизни и здоровью людей) хозяйственной деятельностью,  на юридическое лицо (его руководителей) могут и должны переноситься уголовно-правовые последствия деяний (причиненного ими вреда), совершенных органами и руководителями данного юридического  лица. Совершение любого проступка или преступления порождает обязанность правонарушителя (иного лица в соответствии с гражданским законодательством) возместить убытки другим природопользователям и устранить за свой счет последствия для окружающей среды (возместить государству стоимость соответствующих работ), в полном объеме возместить ущерб. Наказание в виде штрафа, конфискации, хотя и носит материальный характер,  не является возмещением вреда.
    Материальный критерий необходимо различать от характера и степени тех изменений, которые вызывает в материальном мире совершение общественно опасного деяния, т.е. от вредных последствий деяния. Родовым объектом экологических преступлений является не столько административный порядок или интересы ведения хозяйственной деятельности, сколько более широкое по своему содержанию отношение: сохранение условий существования всего живого на Земле и на территории России, как ее части.  Поэтому экологические преступления представляют повышенную общественную опасность, по сравнению с преступлениями против собственности или порядка ведения отдельных видов предпринимательской деятельности. На этом основан   Федеральный закон "Об охране окружающей среды"  от  10.01.2002 г., которым регулируются "отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле..."
    Законодатель  установил ответственность за сам факт причинения вреда, который оценивается неопределенно,  как "существенный". В данном случае, Методический Центр должен определить те методики, которые необходимо задействовать для определения конкретной суммы, необходимой для возмещения вреда. Хотя, в данном случае, я бы сказал, что окружающая среда бесценна, но, тем не менее, это необходимо оценить.
Для того, чтобы «система защиты окружающей среды» работала, необходимо чтобы было триединство:
  1. Международное и Федеральное законодательство – предельно простое и не имеющее двояких толкований;
  2. Экспертиза, основанная на Международных стандартах и отечественных Технических регламентах;
  3. Орган расследования (Кто сегодня расследует?).
    Если хотя бы один из элементов отсутствует или плохо работает, то реальной защиты окружающей среды в России не будет, что мы сейчас и наблюдаем. Перейдем непосредственно к экологии.
Самый большой вклад в ухудшение экологической обстановки, как отмечают все выступающие на Конгрессе, являются выбросы автомобильного транспорта. Давайте рассмотрим подробнее из чего они складываются:
  1. Топливо;
  2. Конструкция автомобилей.
ТОПЛИВО

    Нефть дорожает и дорожает топливо. Преступные сообщества активно включились в подделку топлива. Как огромную опасность для общества, необходимо отметить, что продажа поддельного топлива это всегда экологическое преступление. Продукты сгорания  смесей токсичны и приводят к резкому ухудшению экологии мегаполисов. Если сопоставить рост аллергии, астмы и других заболеваний органов дыхания  населения в крупных городах, то это с большой степенью вероятности совпадет с максимальными уровнями продаж поддельного топлива на данной территории. Здесь целесообразно рассматривать борьбу с подделками топлива,  как задачу государственной безопасности. Целесообразно, при выявлении случаев подделки топлива, рассчитывать ущерб не только владельцу «прогоревшего» двигателя, но, в большей степени, рассчитывать ущерб, нанесенный экологии региона. Если сбыт поддельного топлива осуществляется через сеть заправочных станций, то это серьезное экологическое преступление, которое должно наказываться не только экономическими санкциями, но и через привлечение должностных лиц к уголовной ответственности. 
    При приготовлении смесей преступники прекрасно сознают опасность химических соединений, которые используют, т.к. в большинстве случаев имеют специальное образование и (или) "давно работают по данной специальности".  В свое оправдание преступники,  как правило, приводят довод, что компоненты имеют тот же класс опасности, что и бензин соответствующих марок. Для опровержения этого  необходимо учитывать не опасность исходных компонентов, а опасность продуктов сгорания компонентов и (или) смеси под давлением.  
     На наш взгляд, необходимо проанализировать типовые случаи подделок топлива и взять под государственный контроль производство и сбыт  их компонентов на  химических предприятиях, ввоз через границу. Необходимо создать базу данных опасных химических соединений для загрузки в вычислительные комплексы хроматографов, чтобы любая экспертная организация (государственная и негосударственная) имела возможность опознать опасное химическое соединение.
     На первом этапе достаточно проанализировать производство и сбыт растворителей, чтобы выявить сеть АЗС, через которые сбывается поддельное топливо. Это часто бывают, так называемые "фирменные АЗС". Фирменное название совсем не гарантирует  то, что на данной АЗС продают "настоящее топливо".  Города, которые расположены вблизи соответствующих химических производств, баз хранения компонентов,  являются основными потребителями поддельного топлива. В первую очередь страдает здоровье наемных рабочих, производящих и реализующих подделки,  водителей приобретающих топливо  и  жителей городов где транспорт эксплуатируется. Руководители химических производств, баз хранения прекрасно осведомлены,  кто является потребителями продукции и под видом чего она реализуется. На это нацелено производство и маркетинговая политика предприятия-изготовителя.  Очевиден предварительный сговор  организованной группы лиц, умысел на обман потребителя и нарушение экологии  с ущербом в крупном размере.
В настоящее время существуют две методики, пригодные для использования судебной экспертизой России:
- моторная;
-хроматографическая.
Для использования «моторной» методики необходимо брать пробу на заправочной станции в объеме 2,5 – 3 л. При этом, нормы пожарной безопасности не предусматривают одновременное нахождение в лаборатории легковоспламеняющейся жидкости в объеме более 3 л. Т.е., «моторная» методика не подходит для тотальных проверок, но и хроматографическая так же не подходит. Это всё равно, что «забивать гвозди микроскопом».
    Для тотальных проверок должны использоваться экспресс-методы, утвержденные в установленном порядке. Необходимо «сопровождение» метрологической службой России. Метрологическая служба должна поверять приборы, которые используют «методы», а не конкретные наименования приборов производителей. Данное положение обязательно для демонополизации рынка измерительных приборов. Это приведет к удешевлению приборов и как следствие, массовому использованию передвижных лабораторий и малой стоимости одной экспертизы, увеличению объемов исследований.


КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

    С целью уменьшить вред экологии, как отечественные, так и зарубежные производители автомобилей используют каталитический нейтрализатор  (далее по тексту "катализатор") – перешли на стандарт ЕВРО-2, 3, 4. Запрещен ввоз через границу России автомобилей, не оснащенных подобными устройствами.   Здесь обращает на себя внимание такой факт: При переходе на «экологические стандарты» увеличился расход топлива! Автопроизводители утверждают, что уменьшился выброс СО, но куда деваются лишние 2-4 литра топлива на каждые 100 км пробега?! Выбросы фактически увеличились?
    Катализаторы: Выхлопные газы, имея высокую температуру, со сверхзвуковой скоростью бьют по поверхности катализатора и должны вызывать его эрозию - отрыв частиц с поверхности катализатора и их выброс  в окружающую среду.  Дополнительно к этому, нельзя не принимать во внимания типичные неисправности двигателя, когда не работает одна из свечей и несгоревшая топливно-воздушная смесь выбрасывается из двигателя на поверхность катализатора. Сгорая на  поверхности катализатора, топливо поднимает его температуру более 1000 градусов, изменяя, тем самым, прочностные (механические) характеристики материала, создавая условия для его ускоренного разрушения. Например: Оплавление металлокерамических катализаторов с последующим их разрушением. Выброс частиц на столько интенсивен, что керамика попадает даже через выпускные клапана обратно в двигатель и уничтожает его.

Пример 1.
На исследование представлен двигатель автомобиля. Осмотр и экспертиза проводилась с участием Покупателя и дилера - инженера организации, осуществляющей продажу и техническое обслуживание автомобилей (Продавец). Двигатель автомобиля вышел из строя, низкое давление масла в системе смазки. Металлокерамический катализатор установлен непосредственно за выпускным коллектором.
При разборке двигателя обнаружено, что металлокерамический катализатор расплавился и превратился в бесформенную массу «лавы». По всем поверхностям: поршень, цилиндры, шейки коленчатого вала, наблюдаются борозды, царапины, значительная выработка металла в виде динамических следов от контакта с твердыми частицами.

Блок двигателя
Фото 1. Блок двигателя.

Поршни
Фото 2. Поршни с шатунами в сборе.

Выпускной клапан
Фото 3. Слева впускной клапан, справа – выпускной. На выпускном клапане обнаружены многочисленные пригоревшие частицы керамики. Вы можете наблюдать "утолщение" клапана.  

Картер двигателя
Фото 4. В поддоне картера наблюдается большое количество твердых частиц керамики.

   И
сследование топлива из бака автомобиля  проводилось методом газожидкостной хроматографии на приборе “HP 5890” при следующих условиях:
Для идентификации пиков, анализировали модельную смесь нормальных углеводородов (С5-С15). В результате по индексам удерживания идентифицированы предельные, непредельные, ароматические углеводороды, основная масса которых элюируется до н-нонана. Такая картина хроматографического разделения характерна для бензинов (см. рис 1).

 
Хроматограмма бензина
Рис.1. Хроматограмма бензина из бака автомобиля.
 

Определение октанового числа проводили по формуле
О.Ч.= Σ ai Хi ,
где: ai - эффективное октановое число i-й группы; n
Хi- содержание i-й группы в бензине, % мас, ( Хi = Si / Σ Si ).
i=1
Si – площадь пика i-го компонента.


    Полученные результаты свидетельствуют о том, что представленное топливо соответствует бензину с октановым числом АИ-95, определенному хроматографическим методом.
Для определения этиловой жидкости в представленном бензине, анализ проводили методом жидкостной хроматографии с УФ детектором, при этом, пика характерного для ТЭС, не наблюдали. Таким образом, установлено, что исследуемый бензин не содержит этиловой жидкости и является неэтилированным. Это соответствует требованиям Продавца, указанным в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Стороны (Продавец и Покупатель) пришли к обоюдному согласию о технической причине выхода двигателя из строя, о чем сделали подпись в акте осмотра. Тот же вывод сделали эксперты в своем заключении. Технической причиной выхода двигателя из строя явилось разрушение катализатора и попадание его частиц в двигатель автомобиля через выпускные клапана. 


Пример 2. Автомобиль оснащен металлическим катализатором, который установлен на выпускной трубе под днищем автомобиля.

Катализатор на выпускной трубе
Фото 5. Катализатор под днищем автомобиля.

Следы термического воздействия
Фото 6. Нагрев катализатора и воспламенение отделки салона между сидением водителя и пассажира. Следы термического воздействия.  Белые комки в кадре - снег, которым тушили пожар. 

Разрушение катализатора
Фото 7. Разрушение поверхности катализатора и отрыв частиц.  Автомобиль FORD, пробег 59000 км. Фотосъемка с помощь оптиковолоконного прибора - без разрушения конструкции  системы выпуска отработанных газов. Слева в кадре отделившиеся частицы на стенке трубы. 

Фото 8. Разрушение катализатора автомобиль Mitsubishi Pajero. Срок эксплуатации 6 месяцев. 

    В процессе эксплуатации автомобилей происходит разрушение катализаторов и выброс их частиц в окружающую среду, которые с пылью попадают в органы дыхания человека и т.д. Какой вред больше?  Выбрасываются или нет? Сколько выбрасывается? Проводились ли данные исследования? Какой класс опасности выбрасываемых частиц, если работники ремонтных центров при работе с катализаторами обязательно используют перчатки?! Не приведёт ли борьба за «снижение выбросов СО» автомобилей к химическому заражению по последствиям превосходящим Чернобыльскую катастрофу в планетарном масштабе? Не пора ли полностью отказаться от использования бензина и перейти на газ и другие принципы работы двигателя? Альтернативы известны и защищены патентами!

  Чтобы участники Конгресса не имели иллюзий по поводу производителей автомобилей, хочу дополнительно отметить такой факт, что автомобиль является потенциально опасным объектом с точки зрения пожарной безопасности. Не смотря на это, автопроизводители используют материалы поддерживающие горение. В это время, даже строительные стандарты требуют применения в строительстве только самозатухающие материалы. Автомобиль воспламеняется и сгорает практически полностью за короткое время, как бы дорого он не стоил. При пожаре, у водителя и пассажиров нет шансов выжить, если они заблокированы в салоне.

Краткий обзор уголовного кодекса РФ:
Ст.
159 УК РФ  Мошенничество.
Ст. 238 УК РФ    Ответственность за выпуск или продажу товаров, оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
Ст. 171 УК РФ   Осуществление торговли, подлежащей регистрации или лицензированию, а равно с нарушением условий, предусмотренных в разрешении (лицензии), или иными нарушениями правил предпринимательства в сфере торговли, если это связано с извлечением неконтролируемого дохода в крупном размере (превышающем пятьдесят минимальных размеров оплаты труда). 

З А К Л Ю Ч И Т Е Л Ь Н А Я   Ч А С Т Ь

    Сегодня мир, как всегда, стоит на пороге новой войны. При ведении боевых действий даже с использованием обычных вооружений, происходят разрушения опасных производств, ядерных и химических объектов. Осознание данного факта, стало одной из причин прекращения противостояния военных группировок НАТО и Варшавского договора, вывода войск из Европы. Процессы глобализации развили  опасные производства на Ближнем Востоке, Азии. Но именно там сегодня происходят или готовятся военные конфликты.  Если кому не нравятся атомные и другие объекты, то необходимо их демонтировать с заблаговременным составление проекта и его рассмотрением экологами. 
    В 2007 году весь мир празднует 100-летие Гаагской конвенции 1907 г. «О правилах ведения войны» (см. http://www.cneat.ru/konv.html). Цивилизованная общественность благодарна России, но только мы сами этого не помним. А ещё раньше была Декларация 1868 года ...
    Гаагская конференция была созвана по инициативе России, участвовали 27 государств. В 1898 г. Николай II выступил с предложением ко всем правительствам о сокращении вооружений. Инициатором созыва конференции стал министр иностранных дел России граф Михаил Николаевич Муравьёв, обратившийся к державам мира с нотой, содержавшей предложение о сокращении вооружений. Приняты конвенции: "О мирном решении международных столкновений", "О законах и обычаях сухопутной войны", "О применении к морской войне начал Женевской конвенции 1864", "О раненых и больных". Кроме этого были приняты три декларации: "О запрете применения удушающих газов", "О запрете разрывных пуль", "О запрете сбрасывания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров". Была предпринята попытка признать пулемёты оружием массового уничтожения и их запрета.
    Празднуя в этом году 100-летие Конвенции, считаю, что необходимо продолжить традицию и выступить с инициативой о Конвенции в области экологии. Должно быть принципиально решено, что любое государство мира может требовать выдачи военных, которые в ходе боевых действий создали угрозу экологии как в результате умышленных, так и неумышленных действий. Основанием для этого могут быть решения и рекомендации Международной ассоциации уголовного права – МАУП (Париж, 1979 г.), где указано, что вопросы усиления уголовной ответственности за экологические преступления граждан и юридических должны рассматриваться в числе приоритетных.
    При  причинении экологического вреда,  на юридическое лицо (руководителей армии, страны?) могут и должны переноситься уголовно-правовые последствия деяний причиненного ими вреда, совершенных органами и руководителями данного юридического  лица.  Объектом экологических преступлений является широкое по своему содержанию отношение: сохранение условий существования всего живого на Земле и на территории атакуемого государства, как её части.  Этого основания, на мой взгляд, достаточно для того, чтобы любое государство мира увидело угрозу для жизни своих граждан и потребовала выдачи военных начальников, считая их обычными уголовниками, кем они собственно и являются, когда планируют боевые операции непосредственно или вблизи с атомными, химическими и другими опасными объектами. Необходимо доработать законодательство, чтобы это стало возможным. Не исключено, что это возможно уже и сейчас. Угроза уголовной ответственности для военных, может послужить делу мира на много успешнее, чем любые другие доводы. 
    Вышеописанная тема для политиков и юристов. Что касается технических специалистов, то наша задача заключается в разработке Технического регламента в области экологии в соответствии с Федеральным Законом «О техническом регулировании». Прошло уже шесть лет с начала его действия. В Законе указан срок семь лет для создания регламентов. Необходимо требовать выделения денежных средств из Федерального бюджета для разработки регламента ещё не существующему Методическому Центру. Хотя, на мой взгляд, можно сделать экономно – перевести на русский язык всю нормативно-техническую базу в области экологии Евросоюза (Германии), адаптировать и ввести её в действие на территории России. Это тем более разумно, учитывая перспективу вступления России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).


Литература:
  1. Уголовный кодекс РФ .
  2. Васецов А. Квалификация обмана потребителей. // Российская юстиция. 1996 г. №11.
  3. Уголовное право РФ : Учебник / Под ред. А.И. Марцева. Омск. 2000 г.
  4. Филаненко А.Ю. О СИСТЕМЕ МЕР ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (опубликовано: "ПРАВО: теория и практика", 2004 год, № 3).
  5. Филаненко А.Ю. О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ СОСТАВОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ (опубликовано: "ПРАВО: теория и практика", 2004 год, № 1).
  6. Филаненко А. Ю. О МАТЕРИАЛЬНОЙ СТОРОНЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ (опубликовано: "ПРАВО: теория и практика", 2004 год, № 1).
  7. Экспертное исследование № 99 от 17 марта 2006 г. (ЦНЭАТ, по заявлению Сазонова В.А.).
  8. ГОСТ 51105-97 "Бензины автомобильные" (введен с 1.01.99 г.)
  9. ГОСТ Р 51866-2002 "Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия."
  10. ГОСТ 305-82 - дизельное топливо.
  11. ТУ 38.401-58-296-2001 "Топливо дизельное автомобильное"
  12. ФЗ-34 от 22.03.2003 г. - запрещает производство и использование этилированных бензинов.
  13. Россинская Е.Р. Комментарий к Федеральному закону «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». - М.: Право и закон; Юрайт-Издат, 2002. 384 c.
  14. Россинская Е.Р. Вещественные доказательства: Информационные технологии процессуального доказывания / Под общ. ред. д.ю.н., проф. В. Я. Колдина. – М.: Издательство НОРМА, 2002. – 768 с.
  15. Россинская Е.Р.  Теория и практика судебной экспертизы в гражданском и арбитражном процессе /Под ред. Е.Р. Россинской. - М.: "Викор-Медиа", 2006.
  16. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов. /Под ред. Е.Р. Россинской. - М.: Норма, 2007.
  17. УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ. 
  18. Руководство по расследованию преступлений: Учебное пособие / Рук. авт. колл. д.ю.н. А. В. Гриненко. – М.: Издательство НОРМА, 2002. - 768 с.
  19. Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной милиции и органов предварительного расследования. Авторский коллектив. /Под ред. проф. Т.В. Аверьяновой и проф. Р.С. Белкина. – М., 1997. — 400с.
  20. Экологическое право: Учебник для вузов. Коллектив авторов / Под ред. В.В. Гучкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000, – 415 с.
  В части разрушения катализаторов, статья опубликована в сборнике научных статей ЕLPIT-2009, CATALYSIS NEUTRALIZATOR OF AUTOMOBILE AS NEW CHEMICAL REAGENT OF ENVIRONMENTAL POLUTION  http://www.cneat.ru/elpit-2009.pdf

 Продолжение статьи. ELPIT-2011, недостатки конструкции двигателя Форд 1,8 ( the engine of a car Ford 1,8) публикация в научном издании:

   А.А.Турлянский. Недостатки при использовании картерных газов в работе двигателя внутреннего сгорания / Е46 ELPIT 2011, Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно-транспортных комплексов: сборник трудов III Международного экологического конгресса (V Международной научно-технической конференции), научный симпозиум "Проблемы и инновационные решения в области инженерного обеспечения экологической и промышленной безопасности урбанизированных территорий" (Ч.2) 21-25 сентября 2011 года, Тольятти-Самара, Россия : ТГУ, 2011. T.7. -197 c., УДК 504:331, c. 102-110. http://www.cneat.ru/imag/ford1,8.pdf

Рекомендуем:

Анализ и критика зарубежных методик для автотехнической экспертизы.

 Тезисы для Международной научно-практической конференции «Теория и практика судебной экспертизы в современных условиях» (г. Москва, 14–15 февраля 2007 г.,  МГЮА).



Главная