РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

УФИМСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР

ПРЕЗИДИУМ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ



8 ноября 2005г. №22-1



Научный доклад "Реконструкция обстоятельств

ДТП и выявление страховых мошенничеств

в области автострахования методами вычислительной

механики", докл. к.т.н. В.Н.Никонов


Разработанная методика основана на применении научно разработанного и хорошо апробированного на протяжении последних десятилетий мировой наукой и инженерной практикой метода решения физически нелинейных прочностных задач – метода конечных элементов, и базируется на ГОСТ Р 50-54-42-88 «Расчеты и испытания на прочность. Метод конечных элементов и программы расчета на ЭВМ пространственных элементов конструкций в упругопластической области деформирования», ГОСТ ИСО 10303-104:2000 "Системы промышленной автоматизации и интеграция. Представление данных о продукции и обмен данными. Часть 104. Интегрированный прикладной источник: анализ конечных элементов", и нормативной базе технических параметров движения автотранспортных средств Российского федерального центра судебной экспертизы (РФЦСЭ) при МЮ РФ. Использование в прочностных расчетах фактических величин деформаций, полученных транспортными средствами и препятствиями при столкновениях, и возможных наименьших или наибольших механических характеристик материалов элементов их конструкций позволяет категорично установить фактические данные и обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, требуемые Российским законодательством. Использование результатов прочностных расчетов для установления характера движения транспортных средств до и после столкновения и скоростей их движения научно обоснованы. Поэтому разработанная методика отвечает общим принципам допустимости использования средств и методов в судебно-экспертном исследовании – принципам законности и научности метода, точности и надежности результатов.

Методика реконструкции обстоятельств ДТП методами вычислительной механики уже используется в судебной процессе в виде инженерно-технической прочностной экспертизы (ИТПЭ) как самостоятельный вид исследования, проводимый специалистом в области динамики и прочности машин. При этом ИТПЭ существенно восполняет пробел методики судебной автотехнической экспертизы в части определения затрат кинетической энергии движущихся транспортных средств на деформацию их конструкций и иных препятствий, и для этой цели может использоваться в составе комплексной судебной автотехнической, трасологической и инженерно-технической прочностной экспертизы. Ряд НИР, проведенных совместно с Башкирской лабораторией судебных экспертиз при МЮ РФ с целью апробации подобных комплексных судебных экспертиз, показал их высокую эффективность. В частности, стало возможным установление таких обстоятельств ДТП, которые раздельно указанными экспертизами ранее не устанавливались.

С введением в РФ обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств появилась проблема выявления мошенничеств в этой области. Проведение большого ряда НИР по заказам страховых компаний позволило установить закономерности образования повреждений, характера предшествующего и последующего движения транспортных средств при столкновениях различных транспортных средств и при различных обстоятельствах. Исследования показали, что сегодня нет иных, кроме предлагаемой методики, технических методов противодействия страховым мошенничествам, удовлетворяющих требованиям законодательства, в части установления соответствия деформаций транспортных средств друг другу и соответствия полученных деформаций обстоятельствам ДТП. Расследование ряда уголовных дел по фактам мошенничества, проведенных Прокуратурой Республики Башкортостан, позволило установить фактические обстоятельства получения повреждений транспортных средств и подтвердило достоверность результатов методики реконструкции обстоятельств ДТП методами вычислительной механики.

Разработкой методики реконструкции обстоятельств ДТП вместе с научно-технической задачей решены и такие важные социальные проблемы, как обеспечение правосудия и противодействие страховым мошенничествам в области автострахования.

 

Президиум УНЦ РАН ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Институту механики продолжить исследования в области реконструкции обстоятельств ДТП, разработку аппаратно-программного комплекса для измерения деформаций транспортных средств и специализированного программного обеспечения для прочностных расчетов и движения транспортных средств.

2. Судебным и следственным органам РФ, экспертным организациям и страховым компаниям внедрять и широко применять научно-разработанную и апробированную методику реконструкции обстоятельств ДТП и выявления страховых мошенничеств в области автострахования.



Председатель Президиума УНЦ РАН

академик                                                                                            Р.И.Нигматуллин



Главный ученый секретарь

Президиума УНЦ РАН                                                                        Э.З.Гареев






Главная


Назад