Профессиональная экспертиза России 

    Eвгений Федорович Буринский (1849-1912) - выдающийся русский криминалист, эксперт-практик, разработавший уникальные методы технико-криминалистического исследования документов, основанные на использовании свойств фотографии.

Е.Ф.Буринский - создатель первой в мире судебно-фоторгафической лаборатории, действовавшей при Петербургском окружном суде. Открытие Е.Ф.Буринского было высоко оценено современниками, в 1898 году Российской Академией наук ему была присуждена премия им. М.В.Ломоносова.

В 1903 году Е.Ф. Буринский опубликовал книгу «Судебная экспертиза документов, производство ее и пользование ею» - пособие для судей, судебных следователей, прокуроров, поверенных, защитников, судебных врачей и графических экспертов http://www.lexest.ru/books/2/10/.

ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ О БЫВШИХ ПИТОМЦАХ ИМПЕРАТОРСКОГО УЧИЛИЩА ПРАВОВЕДЕНИЯ

– о наиболее выдающихся на поприще государственной и общественной службы и по заслугам их в области литературы, наук и искусств;
– о запечатлевших своей смертью служение Царю и Отечеству на поприще гражданском, на поле брани и в годины смуты.

Трегубов Сергей Николаевич, основатель судебной экспертизы России.

Вскоре после окончания Училища Правоведения, был назначен товарищем прокурора в Новый-Маргелан Ферганской обл.; последовательно занимал ту же должность в Ташкенте, Витебске и Петербурге.

В 1899 г. был назначен прокурором Ташкентского окружного суда, откуда был переведен в Пензу, а в 1902 г. в Петербург.

В 1908 г. участвовал в ревизии сенатора графа Палена Туркестанских судебных установлений, после чего состоял сперва ст. юрисконсультом Министерства Юстиции, а потом директором 1-го департамента. В 1916 г. был призван к присутствованию в 1-м департаменте Правительствующего Сената; в том же году командирован в Ставку, в качестве консультанта по военно-судебным вопросам при Начальнике Штаба Верховного Главнокомандующего.
В 1911 г. в Лозанну выезжает группа для обучения у профессора Рейсса во главе с С.М.Потаповым.

В 1912 г. Управляющими Кабинетами научно-судебной экспертизы были назначены: в С.-Петербурге - А.Н. Попов, в Москве - Н.М. Шабловский, в Киеве - С.М. Потапов, в Одессе - Н.П. Макаренко.

Названные Кабинеты взяли на себя весь объем многочисленных по количеству и разнообразию научно-технических экспертиз, проводимых по уголовным и гражданским делам для правоохранительных и полицейских органов России.

Кабинеты научно-судебных экспертиз просуществовали недолго. Петербургский Кабинет сгорел вместе со зданием Судебной палаты во время Февральской революции; Московский Кабинет перестал функционировать годом позже; Киевский и Одесский Кабинеты во время Гражданской войны подверглись оккупации и тоже перестали существовать. см. http://www.expert.aaanet.ru/arhiv/sud.htm.

В 1912 г. выходит книга Трегубова С.Н. "Основы уголовной техники, научно-технические приемы расследования преступлений", Автор: Трегубов С.Н. 1912 первое издание,1915 г. - дополненное.

Оглавление:

Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Введение. Возникновение и современное значение уголовной техники . . . . . . . 7
Отдел I. Следственные действия на месте преступления . . . . . . . . . . . . .20
1. Роль полиции до прибытия следователя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
2. Изучение топографии места преступления . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
3. Фотографирование места преступления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
4. Метрическая фотография Бертильона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
А. Метрический фотографический аппарат . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
Б. Измерение предметов и расстояний по фотограммометрическому снимку . . . . .33
В. Составление точного плана по фотограммометрическому снимку . . . . . . . . 36
5. Наружный осмотр трупа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41
6. Фотографирование трупа в целях опознания . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
7. Осмотр одежды убитого . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49
8. Разыскивание и осмотр орудий преступления и их идентификация . . . . . . . 56
Отдел II. Следы крови . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
1. Разыскивание и сохранение кровяных пятен . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
2. Способы определения крови . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63
3. Спектральный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .65
4. Распознавание человеческой крови . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
5. Исследование замытых пятен крови на белье и на материи . . . . . . . . . . 69
6. Форма кровяных пятен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
7. Ложные следы крови . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
Отдел III. Следы ног человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
1. Следы босых ног . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77
2. Следы ног, обутых в носки или чулки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .81
3. Следы ног в обуви . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .83
4. Определение по следам особенностей походки . . . . . . . . . . . . . . . . 84
5. Фотографирование следов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .87
6. Срисовывание следов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .88
7. Отливка слепка со следов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
8. Измерение следов ног . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
9. Определение роста по размерам следа ноги . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Отдел IV. Следы пальцев (дактилоскопические отпечатки) . . . . . . . . . . . .96
1. Окрашенные отпечатки пальцев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
2. Невидимые отпечатки пальцев и способы их проявления . . . . . . . . . . . .98
Отдел V. Следы разного рода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .112
1. Следы животных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .112
2. Следы колес . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
3. Следы лица в снегу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .115
4. Следы зубов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
5. Волосы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .117
6. Семенные пятна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .119
7. Следы орудий взлома . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
8. Роль полицейских собак при розысках по следу . . . . . . . . . . . . . . .128
Отдел VI. Расследование пожаров и поджогов . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
Отдел VII Расследование железнодорожных крушений . . . . . . . . . . . . . . 139
Отдел VIII. Подлоги документов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
1. Общие замечания об исследовании документов . . . . . . . . . . . . . . . .150
2. Бумага как материал для документов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .155
3. Употребляемые для письма перья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .157
4. Сохранение исследуемых документов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
5. Первоначальный осмотр документа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
6. Копирование исследуемого документа посредством фотографии . . . . . . . . 160
7. Методы фотографического исследования документов . . . . . . . . . . . . . 161
8. Исследование подчисток и выскабливаний . . . . . . . . . . . . . . . . . .165
9. Исследование вытравленного текста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
10. Исследование чернил . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .169
11. Исследование документов, написанных карандашом . . . . . . . . . . . . . 173
12. Сличение почерков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .175
13. Срисовывание и перевод подписи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184
14. Частные случаи при исследовании документов . . . . . . . . . . . . . . . 187
15. Способы проявления невидимого отпечатка текста . . . . . . . . . . . . . 190
16. Проявление текста, покрытого чернильным пятном . . . . . . . . . . . . . 194
Отдел IX. Вскрытие писем и подделка печатей . . . . . . . . . . . . . . . . .197
1. Вскрытие писем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .197
2. Подделка и снятие печатей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
Отдел X. Подделка ценных бумаг и денежных знаков . . . . . . . . . . . . . . 203
1. Подделка ценных бумаг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
2. Подделка чеков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .206
3. Подделка кредитных билетов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .209
Отдел. XI. Восстановление сгоревших документов . . . . . . . . . . . . . . . 222
Отдел XII. Производство обысков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .230
Отдел. XIII Тайные сношения преступников . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
1. Условные рисунки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .235
2. Условные физические знаки и звуковые переговоры . . . . . . . . . . . . . 237
3. Тайная переписка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .241
4. Шифрованные письма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .245
Отдел XIV. Применение ультрафиолетовых лучей . . . . . . . . . . . . . . . . 248
Отдел. XV Установление личности (идентификация) преступника . . . . . . . . .252
1. Фотографирование преступника (сигналетическая фотография) . . . . . . . . 254
2. Словесный портрет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258
3. Антропометрические измерения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .262
4. Регистрационная дактилоскопия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264
5. Дактилоскопическое исследование пальцевых отпечатков . . . . . . . . . . .281
6. Пороскопия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .288
Отдел XVI. Приемы хранения вещественных доказательств и доставления их для
исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298

     В 1917 г. С.Н. Трегубов был назначен ревизующим сенатором, а в 1919 г. Первоприсутствующим Сената ВСЮР*; при генерале Врангеле состоял членом Высшей Комиссии правительственного надзора.

    После эвакуации Крыма поселился в Белграде. Выдающийся криминалист, он и за рубежом продолжал свою научную деятельность. Помимо профессуры в Белградском университете, состоял в должности Советника югославянского Министерства Внутренних Дел и как таковой организовал в Королевстве* так называемую техническую полицию, введя в ней применение самых  усовершенствованных методов судебной экспертизы; переиздал на сербско-хорватском языке некоторые прежние свои научные труды, в частности «Основы уголовной техники», и опубликовал новые; наконец, в качестве делегата Югославии, участвовал на международных конгрессах криминалистов.

    Не менее кипучую деятельность проявлял Сергей Николаевич в области национально-патриотической работы: был председателем Зарубежного Союза Русских Судебных Деятелей, Общества Военных Юристов, несменяемым председателем Белградского Отдела Комитета Правоведской Кассы и ряда других организаций.

[* 1) ВСЮР — Вооружённые силы Юга России — оперативно-стратегическое объединение белых войск Юга России в 1919–1920, в ходе Гражданской войны. По тексту может быть упоминание, как «... на Юге России...». 2) Королевство сербов, хорватов и словенцев (КСХС, с 1929 г. — Югославия) (см. http://www.genrogge.ru/isj/isj-257-6.htm#see142).

    К концу 20 века в России окончательно сформировалась общность людей, которые справедливо называют себя  профессионалами в области экспертизы и которым обычно адресуют следователи и судьи Определения (Постановления) в целях установления истины по делу. К ним, как правило, обращаются частные и юридические лица в аналогичных целях. К ним обращаются страховые компании и страхователи при решении спорных вопросов при выплате страхового возмещения.

     Жесткая судебная система России, требования, которые применяются к квалификации экспертов,  научный подход к разработке методик исследований  сформировали  уникальную для мировой научной мысли систему знаний по различным направлениям. Многие методики  формируют вывод даже при наличии процессов, сложность и механизм протекания которых даже не описан современной наукой. Методология экспертизы позволяет эксперту вносить поправки в выводы по результатам экспертной практики, как своей, так и других экспертов одной специальности с последующей корректировкой методик Методическим центром. Методики рассматриваются и утверждаются Федеральным межведомственным координационно-методическим советом по проблемам экспертных исследований, унифицируя их использование. Все это обеспечивает получение результатов исследований не единичного, а массового качества.

    Большинство методик  нельзя найти в  открытой литературе. Даже опубликованные методики в открытой литературе могут иметь закрытые части от 30 до 70% содержания. Есть методики не описанные даже в секретной литературе и ДСП, которые передаются только при непосредственной подготовке эксперта от наставника к ученику.  При написании заключения эксперта за сжатыми фразами текста  закладываются расчеты и логические построения не показанные в тексте исследования, но однозначно понимаемые экспертами одной специальности.   Подобная культура написания заключений экспертов позволяет читателю понять и признать логику исследования, но не позволяет самостоятельно выполнять исследования по текстам образцов заключений. Это в свою очередь является "элементом защиты" методики  от преступной среды и иностранной разведки. Западные спецслужбы непрерывно осуществляют мониторинг содержания сайтов экспертных организаций, что заставляет  руководителей осуществлять контроль не только за текстами экспертных заключений, но и за публикациями в сети и открытой печати.

    Существующие публикации, как правило, имеют цель вывести  часть закрытой методики в открытую, для возможности гласного предъявления в суде в качестве источника - не нести же в суд конспекты и секретную литературу!  Это вынужденная мера, которая обусловлена развитием судебной системы и все большим использованием экспертиз не только в уголовном, но и в арбитражном, гражданском процессе.

    Подобные публикации, подкупая своей простотой (примитивностью),  рассчитаны на возможность демонстрации  участникам процесса. При этом, сами по себе публикации не являются полной экспертной методикой. Простота описания ложно трактуется как полная методика, позволяющая всем выполнять подобные экспертизы (см. “Судебная дорожно-транспортная экспертиза”, Суворов и т.д.). Для эксперта это справочники самых распространенных формул и табличных данных, но далеко не инструкция к действию.

     Система подготовки экспертов России справедливо заслуживает самой высокой оценки. Сформировался высококвалифицированный  профессорско-преподавательский состав в ВУЗах МВД России, который поддерживает   высокую квалификацию выпускников.  Приход специалистов в экспертные подразделения  МВД всегда долгожданное событие для всех экспертов. То новое, что  несут с собой выпускники от  профессорско-преподавательского состава в подразделения  немедленно рассматривается и обсуждается всеми экспертами. Обмен новыми знаниями с одной стороны и обмен опытом с другой поднимает квалификацию всего экспертного коллектива.

    Выпускник специализированного экспертного учебного заведения и выпускник другого ВУЗа всегда продолжает подготовку в экспертном учреждении. Передача знаний происходит  от наставника к ученику – индивидуальная подготовка. Обучение  проходит годами и всегда ведется на базе высшего  образования. Лучшая подготовка – два, три наставника на одного ученика в течение 5-6 лет.

    По качеству подготовки и квалификации экспертов-криминалистов Россия, а так же Украина, Казахстан и другие бывшие республики Советского Союза заслужено занимают одно из первых мест в мире. Это связано в первую очередь с наследованием  советской школы криминалистики.  Государственная экспертиза шлифовала методики до совершенства.  Профессиональные эксперты благодарны государству за “тоталитаризм” на стадии  формирования основной научно-методической базы.  Это позволяло  успешно бороться с “ересью” и сформировать  фундамент экспертизы России, на базе основных положений которого теперь успешно развиваются многие  новые направления исследований.

    За годы экономических преобразований экспертиза потеряла огромное количество профессионалов. Это связано с бурным ростом предпринимательства и неготовностью молодых выпускников ВУЗов, продолжать обучение, за копейки работать многие годы своего становления, а часто и всю жизнь. Мы сегодня говорим об оставшихся профессионалах,  не сменивших профиль работы.  Это уникальные специалисты,  как многоопытные врачи и учителя.  Мы сегодня говорим, в том числе и о пенсионерах государственных экспертных учреждений. Их опыт фактически остался без передачи ученикам, а значит и сохранение в рядах экспертов  данных специалистов сегодня можно назвать задачей номер один.

    Так что же такое профессиональная экспертиза России? Это узкий круг профессионалов одной специальности, руководствующихся одной методической базой и ориентированных на решение узко специальных вопросов. Эксперт это врач, который ставит диагноз. Он сам назначает необходимые лабораторные анализы и с учетом экспертной практики и строго научных подходов принимает решение.  Это его задача разбираться в квалификации лаборантов и метрологическом обеспечении лаборатории. В большинстве случаев подготовку образца проводит сам эксперт и сам использует лабораторное оборудование, если квалификация персонала лаборатории вызывает сомнения.    Эксперты, это узкий круг специалистов государственных экспертных учреждений, негосударственных и “свободных художников" - пенсионеров,  вход в который возможен только через ученичество у профессионального эксперта. Его задача преподать методики, экспертную практику, экспертную этику и развить экспертное мышление. Профессионал представляет молодого эксперта экспертному сообществу и все знают к кому теперь предъявлять претензии в случаях его ошибок.  В дальнейшем, эксперт-наставник несет ответственность не только за себя, но и за всех своих учеников. В случаях, когда профессионального эксперта ловят на умышленном подлоге то ставятся под сомнение все его ученики и вся их работа за многие годы до этого случая.

    Специфика подготовки экспертов по различным направлениям технической экспертизы базируется в первую очередь на высоком уровне базового общего технического инженерного образования.  Здесь необходимо отметить всестороннюю подготовку инженерных кадров в системе советского, а теперь и российского высшего технического образования. Именно советская высшая школа, которую ругают за преподавание массы “ненужных”   дисциплин и требуют перевода на узкоспециальное образование,  была источником для подготовки высококвалифицированных экспертных кадров. Сегодня необходимо отметить некоторое падение уровня образования, что требует взвешенного подхода к подбору учеников при подготовке экспертов. Высокие требования к эксперту в области технической экспертизы  заставляют со всей серьезностью оценивать базовую инженерную подготовку кандидата.

    В связи со стабильной, более высокой оплатой,  лучший профессорско-преподавательский состав   всегда концентрировался и сохранился в годы реформ в высших военных инженерных училищах (военных институтах). Есть некоторые различия и по объемам преподавания предметов общего инженерного профиля  в различных ВУЗах. Например, высшая математика в Пензенском высшем военном инженерном артиллерийском училище (институте) для всех специальностей преподается в объеме более 700 часов, а в обычном политехническом институте может ограничиться 250 часами.   В дополнение к этому, необходимо отметить первоначальное использование многих новых технологий в производстве  военной техники и в первую очередь в авиации и на море. 

Пример: В годы второй мировой войны  на авиационном заводе в г. Самаре выпускался знаменитый самолет  штурмовик ИЛ-2, который оснащался отечественным серийным поршневым  двигателем АМ-38. Данный двигатель имел по четыре клапана (два распределительных вала) на один цилиндр и развивал мощность 1700 л/с. Современное автомобилестроение только последнее время, спустя почти 60 лет, стало использовать подобные двигатели. Сейчас переход технологий из космоса, авиации и моря на сушу идет значительно более быстрыми темпами. Для развития "сухопутной" техники передовые компании целенаправленно привлекают инженеров из космической, авиационной и морской отраслей, где более жесткие технические задания уже давно имеют множества технических решений.  

    Специфика обучения военных инженеров не допускает пропуска занятий, невыполненных заданий, вольностей и т.д., что в совокупности  формирует лучшее  высшее техническое образование. В военных ВУЗах обязательно проводится подготовка по эксплуатации и ремонту автомобильной техники, т.к. даже если специализация отличается, выпускник всегда готовится  возглавить военные производства и  подразделения войскового ремонта техники.

    В результате, возможно сформировать рейтинг высшего технического образования при подборе кандидатов для подготовки по различным направлениям технической экспертизы:

1. Высшие военные инженерные училища (институты, университеты) авиации и ВМС.

2. Высшие военные инженерные училища  сухопутных войск (автомобильные, артиллерийские, химической защиты, танковые, связи, строительные и т.д.). 

3. Гражданские технические институты,  университеты – авиационные (космические), морские, связи и т.д. по специализации.

    В настоящее время  МГТУ им. Баумана  разворачивает подготовку специалистов по технической экспертизе. На базе Московской государственной  юридической академии (МГЮА) создан Институт Судебной Экспертизы.

    Как и любая профессия, экспертиза имеет свой профессиональный праздник - "День эксперта", который отмечается в первый день весны: 1 марта. Данный праздник первоначально отмечался как "День экспертно-криминалистической службы МВД". В связи с тем, что количество экспертов МВД значительно больше чем экспертов любого другого Федерального ведомства и переход экспертов из одного ведомства в другое является естественным процессом, то и "День эксперта" со временем стал единым  праздником профессиональной экспертизы России.   

    Президент России, В.В. Путин, указал судебной системе путь в сторону независимости. Теперь задача судьи  самому для себя определить, кто в его понимании является экспертом. В большинстве случаев судьи опытным путем выявляют профессионалов, достойных своей судебной практики. Процессуальные кодексы дают весьма размытое определение того, кто может быть признан экспертом для проведения судебной экспертизы.  Если подготовка профессионального эксперта, без учета среднего образования,  занимает приблизительно 10 лет, то зачем судья будет обращаться к случайным "специалистам"? Эксперт, это серьезная профессия с соответствующей подготовкой.  Выбор судьей эксперта, это его доверие профессионалу.  Качество экспертиз - “товарная марка” экспертного учреждения и нет ни одного аргумента в пользу того, зачем профессиональному эксперту делать “заказные” экспертизы, когда дорого ценится именно объективность и качество.

Приложение № 5 к приказу № 261 МВД РФ.
Эксперты лабораторий специальных исследований:
3 эксперта   -  на  экспертизы материалов, веществ и изделий. Дополнительная должность эксперта вводится из расчета 1 эксперт на 100 экспертиз в год.
1 эксперт  -  на биологические экспертизы. Дополнительная должность эксперта вводится из расчета 1 эксперт на 80 экспертиз в год.
1 эксперт  -  на экспертизы пищевых продуктов. Дополнительная должность эксперта вводится из расчета 1 эксперт на 80 экспертиз в год.
1 эксперт -  на автотехнические экспертизы. Дополнительная должность эксперта вводится из расчета 1 эксперт на 40 экспертиз в год.
1 эксперт -  на пожарно-технические экспертизы. Дополнительная должность эксперта вводится из расчета 1 эксперт на 30 экспертиз в год.
и т.д.
    Из представленных данных, не сложно провести расчет стоимости экспертиз и исследований при существующем налогообложении, стоимости аренды, сертификатов, лицензий, членских взносов в различные профессиональные союзы, охраны, кредитов на дорогостоящее оборудование и программное обеспечение, а так же на необходимую постоянную профессиональную переподготовку.  Представленные данные возможно  использовать при подготовке технико-экономического обоснования стоимости экспертиз при заключении договора экспертной организации со страховой компанией и другими юридическими и физическими лицами.


Автор статьи:

Специалист в области судебной экспертизы, заместитель начальника учреждения “Центр независимой экспертизы на автомобильном транспорте”, ЦНЭАТ,  г. Самара

Колмыков А.Н.   

at-63@mail.ru

 

 


Главная